Под руководством Фармана Салманова «Тюменьгеология» набрала обороты, которых не знал никто в мире

Тюмень. 28 июля – день рождения Фармана Курбановича Салманова. Уроженца Азербайджана жители Западной Сибири считают своим земляком. При его непосредственном участии открыто более 300 месторождений углеводородов, в том числе такие, как Мамонтовское, Мегионское, Правдинское, Усть-Балыкское. Генеральный директор ОАО «Тюменьгеология» заслуженный геолог России Анатолий Васильевич Григорьев в восьмидесятые годы работал с легендарным геологом.
- Я был начальником Тюменской комплексной экспедиции, которая вела все направления геологоразведочных работ и подчинялась Главтюменьгеологии. Фарман Курбанович Салманов - мой непосредственный начальник. Поэтому мне очень часто приходилось с ним контактировать, беседовать, приходить за помощью. Честно скажу, что первые два-три года моего руководства экспедицией он оказывал максимальную поддержку. Помню, что когда он беседовал с более молодыми подчиненными, в разговоре очень часто звучали отеческие нотки. Я выходил из его кабинета – словно у попа на исповеди побывал. Настроение хорошее, и трудишься как надо.
- Какова роль таких людей, как Салманов, в освоении нефтегазового комплекса?
- Нефть и газ в Западной Сибири все равно бы открыли. Но в какие сроки? Я уверен, что благодаря таким людям, как Эрвье и Салманов, страна получила доступ к кладовым углеводородов за очень короткий исторический промежуток времени.
Личности такого масштаба обязательно появляются там и тогда, где они востребованы. Когда трудно было в Великую Отечественную войну – появился Жуков. Когда трудно было в Западной Сибири – здесь появился Эрвье, появился Салманов. Но если Эрвье приехал в Тюмень уже признанным, известным руководителем, то Салманов прибыл в Сургут рядовым геологом. Как профессионал, он именно вырос в Тюменской области.
В восьмидесятые годы под его руководством главк «Тюменьгеология» набрал такие обороты, которых никто в мире не знал. Мы бурили более 800 скважин в год. Прирост запасов по нефти и газу был в 2, 3, а то и в 4 раза выше, чем добыча углеводородов. Конечно, это заслуга не только руководителя главка, это заслуга всего стотысячного коллектива геологов. Но Салманов был впереди всех, направлял, организовывал, поддерживал, решал вопросы, вникая до мелочей.
Вспоминаю процесс рассмотрения планов в кабинете у Салманова, когда главные геологи разворачивали свои карты, высказывали предложения по размещению скважин. Салманов смотрел, оценивал, говорил «да-да», но если что-то не нравилось, тут же решал - нет, сделаем по-другому, бурить скважину будем здесь! И показывал на карте, где бурить. Переубедить его – это было трудно, но возможно. У него было очень высокая самооценка. Но, главное, Салманов сберег интеллектуальный геологический штаб, созданный Юрием Георгиевичем Эрвье, и вокруг него всегда были великолепные ученые – Иван Иванович Нестеров, Владимир Ильич Шпильман, Александр Владимирович Рыльков, и великолепные геологи-практики – Анатолий Михайлович Брехунцов, Альберт Григорьевич Юдин. Салманов умел подбирать кадры, умел давать задания, умел и спросить за их выполнение. Спросить так, как положено.
Характер у него был крутой, это правда. Его горячность я объясняю кавказским темпераментом. Но при этом человек был отходчивый. Никогда не перегибал палку. Если видел, что работник виноват – спросит по полной программе. Отругает, а потом скажет: ну, приди завтра, поговорим, я тебе помогу.
- Анатолий Васильевич, может, пришло время и в Тюмени поставить памятник геологу Фарману Салманову?
- Чем больше говорят о геологах, чем крепче их помнят их - тем лучше для страны, для молодого поколения, для всех нас. Памятник Фарману Салманову в Тюмени имеет право быть, и он должен быть. Давно нужно было и геологам пошевелиться, и властным структурам.
Город Тюмень ему благодарен и стадионом «Геолог», и дом техники и культуры «Геолог», который сейчас переоборудовали в инновационный центр. Я лично считаю ошибкой, что «Геолог» забрали у ветеранов и молодежи. Нефтяные компании легко могли воздвигнуть современный инновационный центр в любом районе Тюмени.
Каким я представляю памятник Салманову? Я видел несколько раз Фармана Курбановича в его кабинете в Москве - очень серьезным, с волевым взором, устремленным вперед. Это был Салманов - стратег, политик, государственный деятель. Вот таким я бы хотел видеть памятник. И надпись: Фарману Салманову - благодарная Тюменская область.
Это талант, перед которым мы сегодня пригибаем головы и становимся на колени.

Архив новостей

<< < Июль 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 27 28
29 30 31