Анатолий Голомолзин - о мерах реагирования ФАС на резкий рост цен на бензин

Москва. Дефицита бензина на заправках в августе не будет, поскольку нефтяные компании обязались поставить 200 тыс. тонн дополнительно к августовским объемам автомобильного топлива. Об этом заявил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Анатолий Голомолзин в интервью агентству «Самотлор-Экспресс». По его словам, в июле компании не выполнили свои обязательства по насыщению российского рынка бензина, предпочтя отправить эти объемы на экспорт из-за повышения цен на нефтепродукты на европейском рынке. В результате оптовые цены на бензин на бирже нефтепродуктов взлетели на 20%, и за этими ценами начала подтягиваться розница.

- Анатолий Николаевич, почему за один месяц оптовые цены на бензин на бирже подскочили сразу на 20%?

- Биржа составляет всего 10% от внутреннего рынка. А на оставшейся части дисбаланс спроса и предложения составил порядка 200 тыс. тонн в месяц, поэтому биржа не могла не отреагировать на этот фактор ростом цен. Рост поставок в августе будет обеспечен за счет роста производства на НПЗ компаний внутри страны, а также за счет продажи бензина, полученного ими в результате переработки нефти на белорусских заводах. Кроме того, можно добиться этого, снизив объемы экспорта нефтепродуктов.

- На одном из прошедших в Минэнерго совещаний по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России ФАС отчиталась о том, что нефтяные компании нарушили свои обязательства по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в июле, что привело к снижению объемов внебиржевых сделок, увеличению спроса на биржевых площадках и спекулятивному росту цен на бензин. О каком объеме поставок идет речь, как можно исправить последствия этих нарушений и что будет делать для этого антимонопольная служба?
- Порядка 200 тыс. т бензинов было недопоставлено в июле на внутренний рынок. Компании берут на себя обязательства этот объем допоставить в августе плюс поставить на внутренний рынок те объемы бензина, которые были запланированы на август. Мы приняли эти планы производителей топлива к сведению и будем следить за тем, как они будут реализованы. Если компании выполнят свои обещания, это должно снизить проблему дефицита топлива на внутреннем рынке. На этой неделе нефтяные компании должны представить в ФАС информацию о том, почему так резко выросли оптовые цены на бензин в июле-августе. Мы ее рассмотрим в течение 1-2 недель и вынесем свое решение: было ли в их действиях нарушение антимонопольного законодательства или нет.

- Как восполнить товарные запасы автомобильного топлива, которые за последние пару месяцев упали на НПЗ нефтяных компаний и в хранилищах «Транснефтепродукта» до уровня примерно 1,25 млн тонн (по данным ЦДУ ТЭК)?
- Возобновления топливных резервов компании обязались обеспечить до уровня 1,7 млн т. Соответствующие поручения обсуждались на нескольких недавних совещаниях в Минэнерго. Что касается ремонтов НПЗ, то там были некоторые сдвижки для того, чтобы ремонты не пересекались. Те ремонты на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, которые сейчас идут, не приводят с снижению выпуска топлива.

- Аналитики сообщали, что одной из главных причин роста июльских цен на бензин стало сокращение поставок на внутренний рынок нефтепродуктов из Белоруссии. Будут ли восполнены эти объемы в ближайшие месяцы?
- Белорусский бензин на российский рынок поступал, порядка 700 тыс. тонн было поставлено за прошедшие семь месяцев. Нас в данном вопросе интересует, в каком режиме это топливо попадает на рынок. Для ФАС важно, чтобы большая часть объема белорусского бензина реализовывалась на биржевой площадке. Ведь первые пять месяцев этого года поставки нефтепродуктов из Белоруссии осуществлялись для продажи на бирже, а последние пару месяцев: июнь или июль, они в основном продавались во внебиржевом сегменте. Для нас важно, чтобы в дальнейшем эти объемы бензина оказывались на бирже, так как это позволяет наиболее полно удовлетворить потребности внутреннего рынка и не создавать локальных напряжений. С белорусскими коллегами этот вопрос мы обсудили. Они готовы работать в таком режиме. Полагаем, что те объемы, которые будут поставляться белорусскими компаниями на российский рынок, теперь в значительной степени будут продаваться в режиме биржевых торгов. В первом полугодии 2013 года белорусские поставки автобензинов оказывали балансирующее воздействие на российский профильный рынок.

- За последнюю неделю розничные цены на бензин выросли в среднем от 30 до 50 копеек, в отдельных случаях рост выше. Будут ли на федеральном уровне возбуждаться дела против участников розничного рынка бензина за такой скачок цен и были ли жалобы в ФАС со стороны независимых АЗС на тот факт, что в июле крупные нефтяные компании ограничили и даже кое-где прекратили отгрузку бензина по внебиржевым сделкам со своих НПЗ для независимых владельцев АЗС?
- Мы постоянно проводим мониторинг цен и товарных остатков на нефтепродукты. В том числе на розничном рынке, делаем это силами наших территориальных управлений. Если возникают какие-то отклонения от нормы, то антимонопольные органы реагируют на эту ситуацию. Когда ситуация на рынке напряженная, то мы возбуждаем большое количество дел по нарушению антимонопольного законодательства. Во время кризисов 2008 и 2010 года мы рассматривали в различных регионах порядка 120-150 дел в год, а при благоприятной ситуации эта цифра составляет лишь 30-40 дел о нарушении антимонопольного законодательства. В этом году цифры ближе к вторым. Но могут возникать вопросы, в том числе о том, каким образом взаимодействуют ВИНКи и независимые АЗС. 7 августа УФАС Коми возбудила дело против «дочки» ЛУКОЙЛа «Лукойл-Северо-Запад нефтепродукт», которая ранее не продала в должном объеме топливо независимым производителям на внебиржевых площадках, тем самым поставив эту компанию в неравные условия на профильном рынке. Если вина компании будет доказана, то ей грозит оборотный штраф.

- Каков ваш прогноз динамики цен на оптовом и розничном рынке бензина в ближайшие месяцы и по итогам года?
- Если говорить о ценах, то оптовые цены на бензин активно росли в июле, а розничные – также несколько подросли в июле-августе, но не критично. На этот рост повлиял рост мировых цен на нефть и бензин: к середине июля-началу августа они выросли примерно на 6,7%.
Рост цен замечают сразу все, но недовольные почему-то забывают, как снижались цены на топливо с марта по июнь. По состоянию на 8 августа цены на бензин ниже, чем инфляция: по состоянию на конец июля инфляция составила 4,5%, а цены на бензин выросли лишь на 2%. Мы ожидаем, что до конца года цены на бензин могут измениться под воздействием сезонного спроса, конъюнктуры мировых цен, но все равно динамика цен в рознице должна находиться примерно на уровне темпов инфляции: когда-то отставать от них, когда-то слегка опережать.
Нет основания для опасений, что цены могут существенным образом вырасти. Статистика предыдущих 5-7 лет показывает, что они меняются с темпами инфляции. Обеспечивается это отчасти за счет применения мер антимонопольного воздействия, отчасти улучшением коммерческой инфраструктуры рынка. То есть у нас есть как биржевая торговля бензином, так и регистрация внебиржевых сделок. Независимые АЗС имеют полное представление о рынке нефтепродуктов.
Причем я хочу подчеркнуть, что в ближайшее время возможно некоторое снижение цен на бензин в опте, так как на внутренний рынок ожидаются поставки дополнительных объемов топлива.

Архив новостей

<< < Август 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31