НК "Альянс" хочет расширить сеть АЗС на Камчатке и в Китае

НК «Альянс» собирается расширить свою сбытовую сеть на Камчатке, в Забайкалье и Магаданской области, а также подумывает о развитии бизнеса в приграничных районах Северо-Востока Китая, сообщили «Известиям» несколько источников на рынке и подтвердил официальный представитель «Альянса» Андрей Румянцев. По словам официального представителя компании, это связано с ростом объемов производства моторного топлива на Хабаровском НПЗ компании, с одной стороны, и с ограничениями, накладываемыми по линии ФАС на дальнейшее наращивание бизнеса «Альянса» в регионах его традиционного присутствия, в частности в Хабаровском крае, с другой стороны. Однако на пути осуществления своих планов НК «Альянс» может столкнуться с соперничеством с «Роснефтью», которая уже несколько лет планирует выйти на розничный рынок бензина в Китае, а также присматривается к тому же активу на Камчатке, что и НК «Альянс». Мощности Хабаровского НПЗ по производству бензинов уже увеличены до уровня 46–48 тыс. т в месяц, а начиная с 2014 года, после пуска комплекса гидрокрекинга-гидроочистки, компания будет располагать порядка 1,2–1,3 млн т в год дизтоплива класса 5. Суммарный объем переработки сырья на заводе компании вырос с 3,9 млн т в 2012 году до примерно 4,7 млн т в 2013-м (397,2 тыс. т в июле 2013 года ). После ввода в строй отвода к нефтепроводу Восточная Сибирь–Тихий океан мощность завода составит свыше 5 млн т в год, и компания изучает возможности расширения географии своих поставок нефтепродуктов внутри страны и за ее пределами. Компания хотела бы поставлять свою продукцию преимущественно на российский рынок, однако если доля в Приморье вырастет, это грозит ей со стороны ФАС обретением статуса доминирующего игрока не только в рознице, но и в опте.
В числе регионов, куда собирается расширяться «Альянс», — Камчатка, Забайкальский край и Магадан. И если в Магадане компанию интересует возможность оптовых поставок бензина, дизеля и авиакеросина, то в Забайкалье и на Камчатке она хотела бы приобрести либо построить сеть АЗС.
По сообщению источника на нефтяном рынке, знакомого с планами компании, «Альянс» ведет переговоры о покупке независимого участника местного рынка — компании «Камчатнефтепродукт». Он добавляет, что «Альянс» уже второй раз выходит на контакт с собственниками актива, но первый раунд переговоров не увенчался успехом. По его информации, компания пока не подавала в ФАС заявку на приобретение актива.
Генеральный директор «Камчатнефтепродукта» Павел Репетун отказался комментировать переговоры о продаже актива, пояснив, что их ведут его владельцы. По его словам, «Камчатнефтепродукту» принадлежит нефтебаза объемом 49 тыс. т, причал, танкер на 7,5 тыс. т груза и 18 АЗС.
97% нефтепродуктов компания приобретает у «Роснефти», еще около 3% — у НК «Альянс».
Один из участников рынка торговли нефтепродуктами Камчатки пояснил «Известиям», что владельцы «Камчатнефтепродукта» уже несколько лет ведут переговоры о продаже бизнеса то с «Роснефтью», то с «Альянсом», но никто из них не хочет покупать дорого компанию, которая плохо генерирует прибыль, а ниже рынка ее собственники расстаться с активом не готовы. По его словам, «Роснефть» несколько лет назад пыталась построить свою сеть АЗС в регионе, но не получила участков под строительство, в результате осталась на рынке лишь в качестве оптового поставщика нефтепродуктов, отказавшись от планов в рознице. В пресс-службе «Роснефти» это не комментируют.
ОАО «Камчатнефтепродукт» принадлежит нескольким частным акционерам. Среди них Игорь Тарасюк (10,6% акций), Любовь Кон (19,1%) и Александр Швец (44,25%). Александру Швецу, по данным СПАРК, также принадлежит авиакомпания «Солнечный ветер». Выручка «Камчатнефтепродукта» за шесть месяцев 2013 года составила 2,75 млрд рублей, чистая прибыль — 43,8 млн рублей (за тот же период 2012 года — 2,84 млрд и 128,7 млн соответственно), говорится в отчете по РСБУ за II квартал 2013 года. Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева оценила рыночную стоимость активов «Камчатнефтепродукта» в $30–35 млн.
Соперничество с «Роснефтью» у НК «Альянс» может возникнуть не только из-за актива на Камчатке, но и на пути экспансии в Китай. Компания Игоря Сечина еще в 2006 году анонсировала свое желание построить 300 АЗС в КНР, но переговоры продолжаются по сей день. По словам источника, знакомого с планами «Роснефти», компания намерена выйти на розничный рынок бензинов КНР совместно с китайскими партнерами (CNPC), вероятно, после ввода в строй Тяньцзиньского НПЗ.
«Альянс» же лишь изучает возможности рынка Поднебесной: предметные переговоры пока не стартовали, так как она в процессе анализа налогового законодательства двух стран. По сообщению Андрея Румянцева, Китай, а также Монголия расцениваются «Альянсом» как перспективные направления железнодорожных и речных поставок. Кроме того, компания заинтересовалась и вариантом создания собственной сети АЗС в районе приграничного поселка Фуюань (он располагается через реку от Хабаровска), который быстро растет. Однако этот вариант пока в начальной стадии проработки.
Сергей Санакоев, ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией, оценил «китайские» планы «Альянса» как слишком оптимистичные. По его мнению, китайский рынок розничной торговли бензином весьма специфический и не содержит стандартных бизнес-решений. Кроме того, он строго регулируется государством. То есть там нельзя так свободно поднимать цены на топливо, как на российском рынке. Эксперт поясняет, что преимущество китайского рынка АЗС только в его объеме, но этот рынок достаточно насыщен местными компаниями, в основном его контролируют CNPC и SINOPEC, входящие в топ-10 мировых нефтяных мейджеров.
— Если бы одна из них захотела видеть в партнерах российскую нефтяную компанию, то выбрала бы «Роснефть». И если «Роснефть» не нашла пока с ними общего языка, то вряд ли кто-то другой сможет в ближайшее время на этот рынок войти, — прогнозирует Сергей Санакоев.

Архив новостей

<< < Август 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31