Образовательная программа SEED компании Шлюмберже привлекает тюменских школьников к научному творчеству

Тюмень. Для чего цементируют нефтяные скважины? Тюменские школьники искали и нашли ответ на этот вопрос в Лаборатории клиентской поддержки международной компании «Шлюмберже». Около 30 учащихся и педагогов из двух школ города и района познакомились с работой отделений цементирования скважин и повышения нефтеотдачи пластов. Кроме того, под руководством сотрудников лаборатории дети исследовали воду на наличие фосфатов, нитратов и калиформных бактерий.

Интересно, что в мире - всего пять научных площадок такого плана – в Малайзии, Шотландии, Бразилии, США и России. Приветствуя гостей, руководитель лаборатории Олеся Оленникова сообщила: «Мы объединяем производство и науку. У нашей лаборатории - три главные функции: разработка решений для нефтегазовой отрасли, внедрение новых технологий, проведение лабораторных тренингов». (Отметим, что клиенты базирующейся в Тюмени лаборатории - ведущие нефтяные компании всей страны, а также ближнего зарубежья – Азербайджана, Казахстана и т.д.).
Экскурсия прошла в рамках международной некоммерческой образовательной программы SEED компании «Шлюмберже».
Руководитель программы в России и Центральной Азии Надежда Алексеева напомнила, что образовательные экскурсии и семинары SEED проходят во всех странах, где живут и работают сотрудники компании. В работу с детьми они вкладывают свое время и энтузиазм, делятся с ними знаниями, демонстрируют научные опыты, объясняют, как использовать бесплатно предоставляемые образовательные материалы, разработанные SEED для детей.
Программу SEED Надежда образно называет «зерном знаний, которое прорастает в школах». Ее основной принцип – «Учимся, делая» - позволяет использовать профессиональный опыт волонтеров для привлечения детей к поиску решений глобальных проблем из областей науки и техники таких как: экология, энергосбережение, защита окружающей среды, вода.

Лаборатория клиентской поддержки компании «Шлюмберже» открывает свои двери для школьников второй раз за всю историю своей деятельности (с 2005 года). «Это уникальная лаборатория и уникальные технологии, - подчеркивает Надежда Алексеева. - Мы очень рады, что тюменские школьники могут все увидеть и узнать из первых рук».
Прежде чем зайти в лабораторию, всем предлагают надеть халаты и очки. «Это не формальность, а необходимость», - говорит Олеся Оленникова образно и нескучно поясняя, что такое безопасность труда, культура работы и производственная дисциплина.
Во время экскурсии для ребят был проведен мастер – класс по исследованию качества воды, к чему они заранее подготовились и принесли с собой пробы воды для проведения эксперимента.
«Откуда вода?», – спрашивает инженер лаборатории кандидат технических наук Дмитрий Михайлов, рассматривая на свет бутылку с подозрительной по цвету жидкостью. «В нашем озере взяли», - отвечают ребята из школы поселка Московский Тюменского муниципального района. «Сейчас будем исследовать воду по пяти параметрам», - предлагает Дмитрий. Он распределяет между школьниками пробирки, индикаторы и другое необходимое оборудование и материалы из набора SEEDKIT «Исследование качества воды». По реакции на реагенты и окраске воды дети должны выяснить, какими свойствами она обладает. Дмитрий между делом определяет образовательный уровень группы. «Представляете, что такое pH?», - спрашивает он. Ребята немного стесняются. Но уже следующий вопрос - что такое соли азотной кислоты? – получает более активный отклик. Дмитрий доволен. Тут же интересуется, кто куда думает поступать. Узнав, что есть интерес к медицинской академии, советует заняться химией серьезнее.
Одна из групп школьников определяла уровень рH, вторая - содержание кислорода в воде, две другие – наличие нитратов и фосфатов, а пятая группа взялась за самую «опасную» задачу – выяснить, не содержатся ли в воде калиформные бактерии. Дмитрий рассказывает, как активизировать реакцию, чтобы не ждать итогов опыта в течении двух суток. Результат – в воде нашли в допустимом количестве фосфаты и нитраты, а вот бактерий не оказалось. «Но это не значит, что воду можно пить, - предупреждает Дмитрий. - Могут быть бактерии и другой группы».

В отделении цементирования скважин школьников встретил инженер Александр Созонов. Он увлеченно рассказывает о свойствах такого, казалось бы, скучного материала, как цемент, и о том, как его свойства – плотность, прочность, скорость затвердевания - играют порой решающую роль в жизнедеятельности нефтяной скважины. В разговоре были затронуты и другие интересные темы. Как добывается нефть? Сколько километров может достигать скважина? Для чего цементируют скважины и как приготовить цемент необходимой плотности? В решении всех этих вопросов школьники приняли непосредственное участие - познакомились с работой оборудования, которое используется при испытании цемента для скважин, приготовили смесь цемента.. Например, в густой раствор засыпали сухое вещество, и раствор стал более жидким. «В чем секрет?» – спрашивает Созонов. «Наверное, химическая реакция», - предположили дети. «Никакой химии, чистая физика», - раскрыл секрет Александр.
Лаборатория клиентской поддержки сотрудничает с высшими учебными заведениями. Здесь проходят практику студенты тюменских ВУЗов. Этот факт вызвал живой интерес школьников и вопросы, как попасть сюда на практику.
«Надеемся, что мы станем добрыми друзьями и встретимся еще не раз, когда вы закончите школы и поступите в вузы, - предположила Олеся Оленникова - И кто-то из вас, возможно, станет сотрудником компании «Шлюмберже»».
Напомним, что некоммерческая образовательная программа SEED – это добровольная инициатива международной компании «Шлюмберже». Ее главная цель - привлечь детей 10 - 18 лет к научно-техническому творчеству, увлечь их опытами, показать, что учиться – на самом деле интересно. В Тюмени программа охватывает три школы, в России - 20, а в мире – более двухсот.

Образовательная программа SEED компании «Шлюмберже» уже более 10 лет сотрудничает с российскими школами. «Мы не только предоставляем технику и оборудование, но и привлекаем педагогов и учеников к международным конкурсам и конференциям, научно – практическим семинарам - поясняет Надежда. – А такие экскурсии полезны тем, что вдохновляют детей на занятия точными науками и помогают им расширить свой кругозор, совместить теорию с практикой. Педагоги видят плюсы методики преподавания «Учимся делая», когда дети работают в команде и делают все собственными руками, и потом применяют эти занятия в школе».
SEED - это источник радости и роста; это возможность делиться знаниями. Проект активно поддерживается педагогами, которые заинтересованы в развитии новых умений среди школьников для решения новых вызовов времени.
Сотрудники компании «Шлюмберже» уверены, что талантливые дети под руководством талантливых педагогов становятся генераторами развития науки и технологий, а такие экскурсии, организованные компанией «Шлюмберже», и впредь будут собирать единомышленников – учащихся и педагогов, сотрудников-волонтеров, ежедневно профессионально применяющих научные знания на производстве.

На снимках:
1. Руководитель лаборатории Олеся Оленникова приветствует гостей
2. Школьники проводят опыты
3. Инженер Александр Созонов раскрывает секреты цемента
4. Что там, в пробирке?

Архив новостей

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31